Документальные фильмы о писателях-битниках и других культовых фигурах, формировавших американскую культуру 60-70-х годов 1. «Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона» (2008) Алекс Гибни 2. «Керуак» (1985) Джон Антонелли 3. «Уильям Берроуз. Человек внутри» (2010) Йони Лейзер 4. «Источник» (1999) Чак Уоркман 5. «Берроуз» (1983) Говард Брукнер 6. «Что случилось с Керуаком?» (1986) Ричард Лернер, Льюис Макадамс 7. «Патти Смит: Мечта о жизни» (2008) Стивен Себринг 8. «Кислотный тест» (1999) Кен Кизи и «Веселые проказники» 9. «Последнее путешествие Тимоти Лири» (1997) A.J. Catoline, O.B. Babbs 1. «Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона» (2008) Алекс Гибни Эффектный, увлекательный и динамичный фильм лауреата премии «Оскар», известного документалиста Алекса Гибни, рассказывающий о жизни и творчестве одной из самых важных фигур американской культуры 60 —70-х, доктора Хантера Томпсона. Знаменитый писатель, провокатор и заядлый наркоман, он изобрел гонзо-журналистику и оказал значительное влияние на свою эпоху… Историю Томпсона рассказывает Джонни Депп, сыгравший альтер-эго писателя в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Также участие в картине принимают его близкие и друзья, включая писателя Тома Вульфа и гротескного художника Ральфа Стэдмана. Фильм описывает «золотую эпоху» Томпсона и все ее ключевые события: странные отношения с байкерской группировкой «Ангелы ада», попытку занять пост шерифа в Аспене, знаменитую поездку в Лас-Вегас и написание «Страха и ненависти», пожалуй, главной книги о закате 60-х и безрезультатных поисках «американской мечты». 2. «Керуак» (1985) Джон Антонелли Документальный фильм о жизни и творчестве знаменитого американского писателя Джека Керуака (1922-1969), которого уже при жизни называли «королем битников». Самоощущение этого человека полностью совпало со сходными чувствами целого поколения. Сильнейшая связь Джека Керуака со своим, конкретным временем, которым были 40-50-е годы XX века, позволила ему написать beat-поколение, его героя, его реальность, его мечты и всю атрибутику, как не сумел бы никто другой. «Керуак» — попытка раскрыть феномен Керуака через интервью с его современниками, среди которых Уильям С. Берроуз, Аллен Гинзберг, Херберт Ханкк и Эди Паркер. За рассказчика – Питер Койот. Он читает выдержки из книг Керуака – в основном автобиографических, воссоздавая тем самым картину его жизни. 3. «Уильям Берроуз. Человек внутри» (2010) Йони Лейзер Уильяма Берроуза сложно назвать настоящим битником: он родился на десятилетие раньше отцов движения (хотя пережил большую часть), марихуане предпочитал героин, писал оды не дороге и свободе, а наркотикам и насекомым и, кажется, всегда оставался актуален. Возможно, поэтому он чаще своих коллег становится героем документальных фильмов. «Человек внутри» — первый полнометражный опыт 25-летнего Йони Лейзера. Автор, вооруженный не по годам проницательным взглядом и сдержанным слогом, в соответствии с названием решил показать Берроуза с неожиданной стороны. Фокус, соответственно, смещен с вопросов литературы на личную жизнь писателя, и фильм подолгу задерживается на всех важных пунктах его биографии — наркомании, гомосексуализме, случайном убийстве жены, смерти сына. Помимо самого Берроуза, найти внутри него человека Лейзеру помогают существующие в виде архивных записей Пи-Орридж, Патти Смит и другие знакомые лица. 4. «Источник» (1999) Чак Уоркман Фильм представляет историю рождения и развития бит-культуры Соединенных Штатов, одним из девизов которой стало изречение героя произведения Дж. Керуака: «Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят». Документалист Чак Уоркман, который монтирует оскаровские нарезки лучших фильмов всех времен, мастерит «Источник» по похожему принципу — только из архивных записей и кусочков интервью. В итоге получается цельный полифонический рассказ, в котором каждый новый герой подхватывает неоконченную фразу предыдущего, а режиссер ловко подклеивает к этому подходящую иллюстрацию из телевизионной рекламы 1950-х. В кадре появляются почти все известные битники и им сочувствующие — от Кена Кизи до Нормана Мейлера. Бонусом идут пространные отрывки из произведений Керуака, Гинзберга и Берроуза, которые зачитывают условно загримированные под соответствующих авторов Джонни Депп, Джон Туртурро и Деннис Хоппер. 5. «Берроуз» (1983) Говард Брукнер Документальный фильм, посвященный жизни и творчеству американского писателя Уильяма Сьюарда Берроуза. Создан при непосредственном участии последнего. После смерти режиссера (в 1989 году) считался утерянным. Обрел вторую жизнь в 2014 году, когда племянник режиссера Аарон Брукнер нашел и оцифровал оригинальные пленки с фильмом. Повторный выход на экраны был приурочен к столетию со дня рождения Берроуза. Фильм рассказывает биографию и творческий путь американского писателя Уильяма Сьюарда Берроуза. В картину, в частности, вошли съёмки с фестиваля 1978 года Nova Convention, созванного в честь Берроуза; его выступления с чтениями собственных трудов; фрагменты экспериментальных лент Энтони Болча, где писатель снимался; многочисленные интервью с Берроузом, а также с людьми из его окружения, включая беседы с такими фигурами, как Брайон Гайсин, Аллен Гинзберг, Джеймс Грауэрхольц, Люсьен Карр, Герберт Ханке и др.; записи его встреч с Алленом Гинзбергом и Фрэнсисом Бэконом; постановка эпизода из романа «Голый завтрак», в которой Берроуз предстал в образе своего персонажа — доктора Бенвея; демонстрация оружейного арсенала писателя. К созданию фильма Говард Брукнер привлек своих университетских друзей — за камерой стоял Том Дичилло, а звук записывал Джим Джармуш. 6. «Что случилось с Керуаком?» (1986) Ричард Лернер, Льюис Макадамс Документальный фильм Ричарда Лернера и Льюиса Макадамса, повествующий о жизни и творчестве писателя и поэта «разбитого поколения» Джека Керуака. Лента состоит из интервью, взятых одним из режиссеров картины — Льюисом Макадамсом. В число опрошенных входят друзья Джека Керуака и люди, знавшие его при жизни — Грегори Корсо, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз, Гэри Снайдер, Лоуренс Ферлингетти, Герберт Ханке, Майкл Макклюр, Джон Холмс, Роберт Крили и другие, а также члены семьи Джека — его первая жена Эди Керуак-Паркер и дочь от второго брака, Жанет Мишель Керуак. Фильм включает архивные записи с Нилом Кэссиди — прообразом Дина Мориарти из произведения «В дороге», и самим Керуаком — в телевизионных передачах Стива Аллена и Уильяма Бакли. Перерывы заполнены эпизодами из жизни Америки в сопровождении отрывков из работ писателя — «В дороге», «Доктор Сакс», «Блюзы Мехико», «Видения Коди» и других. 7. «Патти Смит: Мечта о жизни» (2008) Стивен Себринг Документальный фильм-портрет, погружающий в философию рок-певицы Патти Смит. Этот глубоко личный портрет легендарного музыканта, художника и поэта исследует темы духовности, истории и самовыражения. Известная, как «крестная мать панк-рока», Патти появилась на сцене в 70-х, наэлектризовав музыкальную сцену своей уникальной смесью поэтической ярости, музыки и хриплого узнаваемого вокала. Снимавшийся в течение одиннадцати лет фильм не только прослеживает перипетии бурной жизни Смит, но и приглашает в путешествие по ее загадочному внутреннему миру: идеям, потерям и воспоминаниям. Перемежаемое гипнотизирующими декламациями, музыкой и закадровым рассказом, это динамичное путешествие включает в себя выступления, паломничества на кладбища и политические митинги, архивные материалы и откровения о ее родителях, детях и друзьях. Начиная от доверительных бесед в ее квартире и заканчивая публичными выступлениями перед ревущей толпой — зрителям предоставляется уникальный шанс заново открыть для себя великую Патти Смит. Фильм получил премию «Эмми» в номинации «Исключительные заслуги в документальном кино». 8. «Кислотный тест» (1999) Кен Кизи и «Веселые проказники» (фильм не конкретно о битниках, а скорее о самом настроении) Кен Кизи – культовая личность «горячих» 60-х, вдохновитель движения хиппи. Его называли пророком психоделической эры, отцом ЛСД. Кизи стал первым писателем, сумевшим примирить старых битников с наступающими хиппи. И те, и другие признавали его своим. Он известен как «автор одного романа», но зато какого! Его книга «Над кукушкиным гнездом», ставшая программным тестом поколения 1960-х, пользуется бешеным успехом во всем мире и по сей день. Однажды Кизи купил старый школьный автобус, раскрасил его со своими «Проказниками» в яркие психоделические цвета и двинулся в кислотное путешествие по стране, которое виднейший публицист и историк ХХ века Жан Бодрийяр назвал «самым странным путешествием за всю историю человечества, после похода за золотым руном аргонавтов и сорокалетнего странствия Моисея по пустыне». За рулем был Нил Кэсседи (тот самый напарник Керуака из «Дороги»). «Кислотный тест» — фильм, подлинные кадры которого снимал во время своего безумного путешествия Кен Кизи вместе с «Проказниками». 9. «Последнее путешествие Тимоти Лири» (1997) A.J. Catoline, O.B. Babbs История о Тимоти Лири и группе Весёлые проказники, которые в 60-е годы были на передовых психоделической революции. Фильм расскажет об атмосфере того времени, о людях, которые меняли привычные стереотипы. + Фотоальбом: Beat Memories: The Photographs of Allen Ginsberg Поэт, мистик, буддист, учитель и представитель бит-поколения, Аллен Гинзберг на протяжении многих лет фотографировал своих друзей. С 1953 по 1963 годы руками Гинзберга было сделано несметное количество портретов самого себя, Уильяма Берроуза, Нила Кессиди, Грегори Корсо, Джека Керуака и других битников и просто знакомых поэта. Стремясь «выхватить момент из вечности», как писал Гинзберг, он ежечасно держал при себе фотоаппарат — дома и в путешествиях. Годами его работы пылились среди бумаг, и лишь в восьмидесятых автор упорядочил их в альбомы с подробными описаниями, сделанными от руки. «Фотомемуары эры битников» Гинзберга — это застывшие моменты жизни многих писателей, поэтов и художников, явивших себя миру в 1950-х--60-х годах. Фотографии Аллена Гинзберга формируют яркое отображение бит-поколения — эпохи молодежи, восстающей против материализма и конформизма американского среднего класса пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Поколения, проповедовавшего сексуальную свободу, откровенность и непосредственность.